Афинский Акрополь

Афинский АкропольНесмотря на тысячелетия, отделяющие нас от древних эллинов, мы во многом живем и дышим их сознанием мира, их отношением к бытию, окрашенным и обогащенным к тому же великими идеями христианства. Художественное наследие Древней Эллады имеет непреходящее значение для мировой истории искусства, будучи явлением оригинальным, загадочно-прекрасным и неповторимым. И по сей день одной из основных достопримечательностей современной Греции остается Афинский Акрополь («Верхний Город»).

В течение многих тысячелетий он возвышается над землей — той землей, которую взяли под свое покровительство бессмертные Олимпийские боги, и заявляет своим существованием о вечности и нетленности искусства, способного пережить время. Еще с микенской эпохи он являлся средоточием святынь, которым всегда поклонялись жившие возле него люди. Здесь помещался и дворец царя — мегарон, а под защитой крепостных стен Акрополя находили убежище жители во время войн. В годы архаики на нем высились величественные храмы и красочные изваяния девушек — кор. Все это было беспощадно разрушено персами в первой половине V века до н. э. но несколько позже восстановлено под руководством афинского стратега Перикла. И нетленное творение греческих мастеров ощутило бег времени, оставшись при этом таким же дивно прекрасным, как 25 веков назад.

До находки акропольских статуй девушек-кор античную скульптуру представляли беломраморной, бесцветной. Но на этих статуях сохранилась краска. Она лежит плотным слоем на мраморе, в некоторых местах даже закрывая его. Подчеркнуто ярко раскрашены зрачки, алые губы, темные волосы.

Войти на Акрополь можно через тяжелые ворота — Пропилеи. Ряд колонн разделяет большую арку, и образуются пять проходов — для людей и для вьючных животных. Сразу же за Пропилеями открывается вид на центральную площадь, в центре которой некогда стояла статуя богини Афины. А вокруг, словно небольшой ансамбль, расположены величественные греческие храмы: легкий и хрупкий — Ники, крылатой богини Победы; устойчивый и мощный — Парфенон; изящный и утонченный — Эрехфейон. Иктин и Калликрат, строители Парфенона, дали ему такое название в честь великой богини Афины Парфенос («девы»).

Это богиня мудрости и справедливой войны, поэтому именно ее греки считали защитницей в тяжелые времена вражды с персами — ее, рожденную из головы Зевса. не снимающую доспехов и не расстающуюся со свисающим на грудь оружием — эгидой. В центре эгиды была изображена Медуза горгона, при взгляде на которую каждый противник Афины превращался в камень. От названия этого оружия сохранилось в современном языке выражение «под эгидой», т. е. в том месте, где взгляд горгоны не страшен, под защитой. Радостное чувство победы, ощущение собственной силы, наполнявшее сердца греков. отразилось прежде всего в Парфеноне. Ради этого храма греки не остановились и перед трудоемкой и дорогостоящей работой c подсыпкой холма с южной стороны Акрополя, чтобы Парфенон представал перед человеком не с фасада, а с угла. И ограниченную двухмер-ность архаики сменила емкая трехмерность классики!

На Акрополе находилась 12-метровая статуя Афины-Девы. На правой руке она держала богиню победы Нику, у левого плеча – копье. Лицо и руки были из слоновой кости, одежда и оружие — золотые, глаза – из драгоценных камней. В 5 веке статую перевезли в Константинополь, где она погибла во время пожара.

Однако в настоящее время Парфенон. как, впрочем, и остальные храмы Акрополя, сохранен лишь отчасти. Дело в том, что в Средние века он был превращен в христианский храм, а затем во время борьбы турок с венецианцами именно в нем турки устроили пороховой склад. В 1687 году произошел трагический взрыв. Рухнувшую колоннаду восстановили, сохранились некоторые рельефы и статуи, но в целом урон был непоправим. Мы еще можем разглядеть в восточной части храма вестницу зари Ириду, которая возвещает миру о рождении Афины. На колеснице Солнца-Гелиоса выезжает из волн ее возлюбленный — легендарный охотник Кефал. Именно так представляли себе греки восход. На западе же, где находилось царство смерти Аид, восседают богиня ночи Нюкс и три ее дочери Мойры — три властительницы судьбы Клофо, Лахесис и Атропос, прядущие нить человеческой жизни. Образы этих богинь, по признанию литературоведов, легли в основу пушкинских «трех девиц под окном», которые «пряли поздно вечерком». Мы можем догадаться и о том, что некоторые скульптуры изображают спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. когда людям более ценным показался дар богини — оливковое дерево, а не бога — соленый, к сожалению, источник. Однако все это теперь принадлежит больше истории, чем реальности.

Портик Эрехфейона поддерживают статуи девушек – кариатиды. В последние десятилетия они стали все быстрее разрушаться из-за сильной загрязненности воздуха. Поэтому все оригиналы заменены копиями. Одна из кариатид хранится в Британском музее, остальные в Музее Акрополя.

Именно на легендарном месте спора двух богов был построен неизвестным автором другой храм Акрополя, сохранившийся несколько лучше, чем Парфенон. — Эрехфейон. Южный портик и поныне держат 6 женских фигур — кариатид (копия представлена в Пушкинском музее). Некогда город Карий заключил против Греции союз с неприятелями-персами. После того, как греки завоевали себе свободу победоносным окончанием войны, они решили отомстить карийцам, опустошили их государство, взяли их жен в рабство, не позволив даже снять длинных одежд — убора замужних женщин. чтобы они, покрытые вечным позором, явно платили за преступление своих сограждан. Тогда стало популярным и среди греческих архитекторов создавать изваяния карийских женщин. несущих тяжесть крыши портика на своих плечах (почти как великаны Атланты).

Внутри Эрехфейона находился колодец Посейдона с соленой водой. Согласно мифу, он возник, когда Афина и Посейдон соревновались, чей дар городу будет лучше. Посейдон тогда вызвал из скалы источник, а Афина – оливу. По свидетельствам древних, на полу храма видны были следы от трезубца Посейдона.

This entry was posted in Афинский Акрополь and tagged . Bookmark the <a href="http://drarhit.ru/afinskij-akropol-9/" title="Permalink to Афинский Акрополь" rel="bookmark">permalink</a>.

Comments are closed.