Эйфелева башня и еще 8 самых популярных памятников архитектуры, которые поначалу считали уродливыми

Эйфелева башня и еще 8 самых популярных памятников архитектуры, которые поначалу считали уродливымиCтоял, значит, рядом с домом отличный пустырь, по которому удобно было ходить в магазин за пивом. А эти ироды выстроили на месте пустыря многофункциональный торгово-развлекательный бизнес-центр с подземным аквапарком, да еще ненормальной квадратной формы, какой-то кривой и с круглыми окнами! Испортили хороший пустырь. Примерно так рассуждает homo sovremenius, то есть человек современный, в привычное восприятие мира которого вторглась архитектура.

Мы, люди, существа консервативные, даже если пытаемся переубедить в этом окружающих, ежедневно надевая на голову светящиеся рожки. Первая наша реакция на внешние изменения — отторжение. Мы ищем изъяны в новостройках, памятниках и даже заборах, строящихся на наших глазах. То ли дело архитектура, которая выдержала проверку годами! Это ого-го архитектура! Умели тогда строить, ничего не скажешь.

Ты не поверишь, но предыдущие поколения людей критиковали памятники, которые мы сейчас осматриваем с благоговением и путеводителем, ничуть не менее рьяно, чем мы ругаем современные. Кто-то ходил мимо зданий Гауди и ворчал себе под нос: «Un feo edificio» — «Безобразная постройка». Проезжая поодаль от Брайтонского павильона, кто-то восклицал: «What ugliness!» — «Что за уродство!» Проходя недалеко от Летнего дворца в Пекине, кто-то думал: «Вао мао дао!» — э-э-э. Во все времена люди не любили новшеств. Мы решили подкрепить этот тезис статьей о самых известных памятниках архитектуры, которые поначалу были отвергнуты обществом, а нынче на них наживаются продавцы открыток.

В разоблачении безупречной репутации памятников старины нам поможет кандидат архитектуры, главный редактор журнала Architectural Digest Евгения Микулина.

Эйфелева башня Франция

Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, символ Франции, чудо конструкторской мысли — как только не называют башню Эйфеля наши современники и просто люди, которые живут с нами в одно время! Приехать в Париж и не сфотографироваться у Эйфелевой башни может только самый стойкий и равнодушный турист или тот, кто заблудился и не нашел к ней дорогу.

Казалось бы, в 1889 году, когда башню достроили, парижане должны были ликовать. Ведь их город осуществил амбициозный проект, привлекший внимание сначала гостей Всемирной выставки 1889 года, а затем и всей мировой общественности. Но парижане, напротив, негодовали. Они восприняли башню как насмешку над классической архитектурой столицы. «Одним из тех, кто ненавидел башню Эйфеля, был Ги де Мопассан, — рассказывает Евгения Микулина. — И все же он регулярно обедал в ресторане на первом уровне башни. Когда его спросили, зачем он это делает, если башня ему не по душе, писатель ответил: «Это единственное место во всем Париже, откуда ее не видно».

Ненависть сплотила и встряхнула обычно разрозненных и ленивых представителей искусства, и вскоре на страницах одной из парижских газет появилась гневная петиция, которую подписали триста деятелей культуры. Среди них были писатели Александр Дюма (сын), Ги де Мопассан и Эмиль Золя, живописцы Адольф Вильям Бугро и Жан Леон Жером. Вот отрывок из пламенного обращения: «Уважаемые соотечественники! Мы — писатели, художники, скульп­торы, архитекторы и просто страстные поклонники нетронутой доселе красоты Парижа — призываем вас во имя вкуса, во имя французского искусства, которому грозит опасность, протестовать против возведения в сердце нашей столицы бесполезной и безобразной башни Эйфеля!»

К счастью для 6 миллионов туристов, ежегодно посещающих башню, петиция не была удовлетворена. И конструкция Эйфеля стала одной из самых узнаваемых достопримечательностей на Земле.

Саграда Фамилия Испания

Возведение грандиозного собора по проекту испанского архитектора Антонио Гауди началось в 1882 году и закончится примерно в 2026 году. Подобная медлительность связана не с тем, что строят его гастарбайтеры, ремонтировавшие твою кухню, а с тем, что работы проводятся исключительно на добровольные пожертвования.

Замечание Пикассо потеряло актуальность после того, как в октябре 2011 года в Ватикан поступила официальная заявка от каталонской епархии о причислении архитектора к лику святых за его архитектурное творение. Приблизительная дата беатификации Антонио Гауди назначена на 90-ю годовщину его смерти, то есть на 2016 год.

Если бы не архитектор барон Жорж Эжен Осман, осуществивший в середине XIX века перепланировку Парижа, влюбленные бродили бы по узким грязным улочкам. Это сейчас парижане гордятся своим городом, а во время перепланировки, заставившей их покинуть насиженные трущобы, они обзывали Османа Аттилой.

Сиднейский оперный театр Австралия

Много лет австралийцы могли наскрести в своей стране (да и на всем континенте) только две достопримечательности: унылый серый мост Харбор-Бридж и веселых пушистых кенгуру. Сейчас дела обстоят иначе: в гавани, на мысе Беннелонг-Пойнт, стоит Сиднейский оперный театр, являющийся объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Также театр числится среди финалистов, претендовавших на включение в проект 2007 года «Новые семь чудес света». А ведь были времена, когда австралийцы отзывались о театре не иначе как с насмешкой.

Всему виной затянувшееся строительство театра. «Довольно быстро выяснилось, что проект выглядел привлекательно в теории, в то время как на практике оказался трудновыполнимым и дорогостоящим, — объясняет наш консультант. — Предполагалось, что театр будет строиться четыре года и стоить 7 миллионов австралийских долларов. Вместо этого его строили 14 лет, и обошелся он в 102 миллиона долларов».

В итоге, когда 20 октября 1973 года королева Анг­лии Елизавета II перерезала ленточку, все уже настолько устали от строительства, что заранее возненавидели театр. Архитектор Фрэнк Ллойд Райт назвал его «капризом», а простые австралийцы усмотрели в нем «что-то, что вылезло на берег и сдохло».

Особняк Арсения Морозова Россия

Он же Дом дружбы с народами зарубежных стран, он же Дом приемов Правительства РФ. Нынче удивительный особняк выполняет сразу две функции: украшает улицу Воздвиженку и служит нарядным фоном для фотографий туристов. Идея необычного дома пришла в голову легкомысленному наследнику морозовских миллионов Арсению во время его путешествия по Европе. В Испании он увидел знаменитый Дом с ракушками, а в Португалии прогулялся по дворцу Пена. Получив от матери в подарок классический особняк на Воздвиженке, Морозов быстренько его снес и в 1895 году заказал своему другу, архитектору Виктору Мазырину, то, на что мы сейчас и любуемся. Архитектор полностью оправдал ожидания заказчика, создав в центре Москвы настоящее «испанское подворье».

This entry was posted in Памятники архитектуры and tagged , , . Bookmark the <a href="http://drarhit.ru/ejfeleva-bashnya-i-eshhe-8-samyx-populyarnyx-pamyatnikov-arxitektury-kotorye-ponachalu-schitali-urodlivymi/" title="Permalink to Эйфелева башня и еще 8 самых популярных памятников архитектуры, которые поначалу считали уродливыми" rel="bookmark">permalink</a>.

Comments are closed.