Объекты культурного наследия нуждаются в охране

Объекты культурного наследия нуждаются в охранеОпределение объектов культурного наследия содержится в ст. 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Названной нормой Закона к объектам культурного наследия отнесены объекты недвижимого и связанного с ним движимого имущества, включая произведения живописи, скульптуры, декоративно – прикладного искусства, объекты науки и техники и иные предметы материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельствами эпох и цивилизаций, подлинным источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Несмотря на то, что законодательство не содержит четких критериев определения историко–культурной ценности соответствующих объектов, основанием, определяющим условия и содержание системы государственной охраны объектов культурного наследия является неразрывная связь таких объектов с духовном бытием общества, человека, способность в единстве материального и духовного транслировать опыт прошлого, обеспечивая непрерывность и преемственность социо – культурных связей поколений.

Особый правовой режим объектов культурного наследия формируется из основных принципов и норм международного и национального права.

Российским законодательством гарантируется сохранность таких объектов, а ст. 44 Конституции Российской Федерации закрепляет обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Регулирование охраны памятников истории и культуры осуществляется в соответствии с компетенцией на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Основные особенности правового режима объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) предусмотрены Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, ст. 29 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко – культурной экспертизе», Приказом Министерства культуры РФ от 03.10.2011 № 954 «Об утверждении Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» иными нормативными правовыми актами федеральными органов исполнительной власти, законодательством субъектов Российской Федерации, и заключаются в следующем.

В Российской Федерации ведется государственный учет объектов культурного наследия посредством внесения сведений о них в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, независимо от того, в чьей собственности или в чьем пользовании они находятся. Сведения, содержащиеся в реестре, являются источником информации об объектах культурного наследия и их территориях, о зонах охраны объектов при формировании и ведении государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем и банков данных, использующих данную информацию. Процедура выявления объекта, подлежащего учету, и внесения сведений о нем в реестр регламентирована законодательством и подзаконными актами.

В отношении недвижимых объектов культурного наследия государственной регистрации также подлежат права на такие объекты.

На объект культурного наследия, включенный в реестр, оформляется паспорт объекта культурного наследия, в который вносятся сведения, составляющие предмет охраны объекта культурного наследия. Паспорт выдается собственнику объекта органом охраны культурного наследия и является одним из обязательных документов, представляемых для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении объекта культурного наследия.

При государственной регистрации на объект культурного наследия собственник принимает на себя обязательства по содержанию, сохранению объекта культурного наследия, включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, требования к условиям доступа к нему граждан. Объем соответствующих обременений закрепляется в охранном обязательстве, которое оформляется органом исполнительной власти, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, либо местной администрацией муниципального образования. Условия охранных обязательств в отношении архитектурных ансамблей, усадебных и дворцово – парковых комплексов распространяются на все их составные части.

Условия охранного обязательства подлежат включению в качестве существенных условий договоров по передаче в собственность либо во временное владение и пользование объекта культурного наследия.

Объекты культурного наследия могут быть использованы в хозяйственных и иных целях, если это не наносит ущерба сохранности памятников и не нарушает их историко – культурной ценности.

Надлежащее исполнение условий охранных обязательств собственниками или владельцами объекта культурного наследия является предметом государственного контроля. Исполнение законных требований органов государственного контроля в сфере охраны культурного наследия обязательны для всех лиц, деятельность которых связана с объектами культурного наследия.

В случае неисполнения условий договора и за нарушение охранного обязательства Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность вплоть до расторжения договора и возмещения причиненных убытков. При этом законодательством об охране памятников допускается возможность изъятия в судебном порядке у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект культурного наследия.

Охрана объектов культурного наследия предусматривает также соблюдение градостроительных регламентов при проектировании и проведении землеустроительных, строительных работ на территории объектов культурного наследия и прилегающих территориях. Так, в соответствии с ч.3 ст. 36 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и куьтуры) народов Российской Федерации» в случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы проводятся при наличии в проектах проведения указанных работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения экспертизы проектной документации.

За нарушение требований по обеспечению сохранности объектов культурного наследия действующим законодательством предусматривается уголовная ответственность (ст. 243 Уголовного кодекса Российской Федерацией), а также административная ответственность (ст. 7.13 – 7.16, 7.33 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, законодательством об административной ответственности субъектов Российской Федерации).

This entry was posted in Памятники культурного наследия and tagged . Bookmark the <a href="http://drarhit.ru/obekty-kulturnogo-naslediya-nuzhdayutsya-v-oxrane/" title="Permalink to Объекты культурного наследия нуждаются в охране" rel="bookmark">permalink</a>.

Comments are closed.